Серебряный век
русской поэзии
«И серебряный месяц
ярко над серебряным веком плыл».
Конец XIX -- начало XX столетия отмечены
новым, ярким расцветом русской культуры, явлением блестящей плеяды поэтов представленных такими именами,
как И.Анненский, Андрей Белый,А.Блок,
Н.Гумилев, А.Ахиатова, С.Есенин, В. Хлебников, и др.
В национальную
культурную память эта эпоха вошла под
названием «серебряный век русской поэзии».
Мы очень мало знаем о течении исторического времени, о глубинах и
направлениях реки времени.
Но одно мы знаем твердо об этом течении. Где-то каплет десятилетие за
десятилетием, затем столетие за столетием, а формы и содержание жизни человеческой совершенно не меняются. Или, по крайней мере, почти не меняются. Но вот – другая страна, другой
город – историческая жизнь в нем
подвержена удивительной , подчас даже
устрашающей динамике, меняется не по десятилетиям,
а по годам и едва ли не «сезонам».
Таким городом
некогда и был Санкт- Петербург.
Этой теме и было посвящено
очередное заседание Клуба «Чистый
родник поэзии». Поэзия это особый вид
литературы, читать ее нужно с особенным
душевным настроением.
Мы постарались познакомиться с поэзией и
краткой биографией наиболее ярких поэтов - представителей «серебряного века».
Одним из которых
является юбиляр 2017 года Арсений Тарковский. В
газете «Народне слово» № 22 и№23 за этот год была большая статья посвященная жизни и
творчеству Арсения Тарковского. Желающие могут с ней ознакомиться в библиотеке.
Поэзия
“серебряного века” – это уникальное художественное пространство. Ознакомлю вас с некоторыми литературными течениями того
времени.
СИМВОЛИЗМ – модернистское течение,
утверждающее индивидуализм, интерес к проблеме личности. Основным принципом
эстетики является искусство для искусства”, “тайнопись неизречённого”,
недосказанность, замена образа.
Старшие символисты: В. Брюсов, Ф.
Сологуб, Д. Мережковский, З. Гиппиус, младшие – А. Блок, К. Бальмонт, А. Белый.
Поэты-символисты внесли существенный
вклад в развитие отечественной культуры.
Наиболее талантливые из них по-своему
отразили трагизм положения человека, не сумевшего найти своего места в жизни, в
мире, сотрясаемом грандиозными социальными конфликтами, пытались отыскать новые
способы для художественного осмысления мира.
Им принадлежат серьёзные открытия в
области поэтики, ритмики стиха, усиления в нём музыкального начала.
АКМЕИЗМ (адамизм) – модернистское
течение, сформировавшееся на принципах отказа от мистической туманности,
создание зримого конкретного образа. Отточенности деталей, перекличка с
минувшими литературными эпохами.
Если символизм – поэзия намёков, то
акмеизм – поэзия точности, ясности.
Акмеисты – Н. Гумилёв, С. Городецкий, А.
Ахматова, М. Кузмин, О. Мандельштам.
Акмеисты призывали очистить поэзию от
философии и всякого рода “методологических” увлечений, от использования
туманных намёков и символов, провозгласив возврат к материальному миру и
принятие его таким, каков он есть: с его радостями и пороками, злом и несправедливостью,
утверждали принцип “искусство для искусства”.
ФУТУРИЗМ – авангардистское направление,
течение, сформировавшееся на принципах бунтарства, анархичности мировоззрения,
выражающее массовое настроение толпы, отрицающее культурное наследие, традиции,
делающее попытку создания искусства, устремлённого в будущее.
Если символизм – “поэзия намёков”,
акмеизм – поэзия точности, ясности, футуризм – поэзия вызова (эпатажа,
опровержения традиции).
Футуристы – В. Маяковский, В. Каменский,
Д. Бурлюк, В. Хлебников, И. Северянин, Н. Асеев, Б. Пастернак.
Футуристы объявляли себя противниками
современного буржуазного общества, уродующего личность, и защитниками
“естественного” человека, его права на свободное индивидуальное развитие.
Футуристы с самого начала провозгласили
полный отказ от любых литературных традиций и в первую очередь от классического
наследия, утверждая, что оно безнадёжно устарело.
В условиях революционного подъёма и
кризиса самодержавия акмеизм и футуризм оказались нежизнеспособными и к концу
1910 годов прекратили своё существование.
Поэзия
“серебряного века” отразила в себе, в своих больших и малых магических зеркалах
сложный и неоднозначный процесс социально-политического, духовно-нравственного,
эстетического и культурного развития России в период, отмеченный тремя
революциями, мировой войной и особенно страшной для нас – войной внутренней,
гражданской.
Немає коментарів:
Дописати коментар