неділя, 18 червня 2017 р.

Вечер поэзии



Серебряный век
русской поэзии
«И серебряный месяц ярко над серебряным веком плыл».
Конец XIX   -- начало XX столетия отмечены новым, ярким расцветом русской культуры, явлением блестящей  плеяды поэтов представленных такими именами, как  И.Анненский, Андрей Белый,А.Блок, Н.Гумилев, А.Ахиатова, С.Есенин, В. Хлебников, и др. 
В национальную культурную память  эта эпоха вошла под названием  «серебряный век  русской поэзии».
   Мы очень мало знаем о  течении исторического времени, о глубинах и направлениях  реки  времени.  Но одно мы знаем твердо об этом течении. Где-то каплет десятилетие за десятилетием, затем столетие за столетием, а формы и содержание жизни  человеческой совершенно не меняются. Или,  по крайней мере, почти не  меняются. Но вот – другая страна, другой город – историческая жизнь  в нем подвержена  удивительной , подчас даже устрашающей  динамике, меняется не по десятилетиям, а по годам и едва ли  не «сезонам».
Таким городом некогда и был  Санкт- Петербург.
    Этой теме и было  посвящено  очередное заседание Клуба  «Чистый родник поэзии».  Поэзия это особый вид литературы,  читать ее нужно с особенным душевным настроением.
  Мы постарались познакомиться с поэзией и краткой биографией наиболее ярких   поэтов - представителей  «серебряного века».
Одним из которых является  юбиляр 2017 года  Арсений Тарковский.    В  газете «Народне слово» № 22 и№23 за этот год  была большая статья посвященная жизни и творчеству  Арсения Тарковского.  Желающие могут с ней ознакомиться в библиотеке.
     Поэзия “серебряного века” – это уникальное художественное пространство. Ознакомлю вас с некоторыми литературными течениями того времени.
СИМВОЛИЗМ – модернистское течение, утверждающее индивидуализм, интерес к проблеме личности. Основным принципом эстетики является искусство для искусства”, “тайнопись неизречённого”, недосказанность, замена образа.
Старшие символисты: В. Брюсов, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, З. Гиппиус, младшие – А. Блок, К. Бальмонт, А. Белый.
Поэты-символисты внесли существенный вклад в развитие отечественной культуры.
Наиболее талантливые из них по-своему отразили трагизм положения человека, не сумевшего найти своего места в жизни, в мире, сотрясаемом грандиозными социальными конфликтами, пытались отыскать новые способы для художественного осмысления мира.
Им принадлежат серьёзные открытия в области поэтики, ритмики стиха, усиления в нём музыкального начала.
АКМЕИЗМ (адамизм) – модернистское течение, сформировавшееся на принципах отказа от мистической туманности, создание зримого конкретного образа. Отточенности деталей, перекличка с минувшими литературными эпохами.
Если символизм – поэзия намёков, то акмеизм – поэзия точности, ясности.
Акмеисты – Н. Гумилёв, С. Городецкий, А. Ахматова, М. Кузмин, О. Мандельштам.
Акмеисты призывали очистить поэзию от философии и всякого рода “методологических” увлечений, от использования туманных намёков и символов, провозгласив возврат к материальному миру и принятие его таким, каков он есть: с его радостями и пороками, злом и несправедливостью, утверждали принцип “искусство для искусства”.
ФУТУРИЗМ – авангардистское направление, течение, сформировавшееся на принципах бунтарства, анархичности мировоззрения, выражающее массовое настроение толпы, отрицающее культурное наследие, традиции, делающее попытку создания искусства, устремлённого в будущее.
Если символизм – “поэзия намёков”, акмеизм – поэзия точности, ясности, футуризм – поэзия вызова (эпатажа, опровержения традиции).
Футуристы – В. Маяковский, В. Каменский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, И. Северянин, Н. Асеев, Б. Пастернак.
Футуристы объявляли себя противниками современного буржуазного общества, уродующего личность, и защитниками “естественного” человека, его права на свободное индивидуальное развитие.
Футуристы с самого начала провозгласили полный отказ от любых литературных традиций и в первую очередь от классического наследия, утверждая, что оно безнадёжно устарело.
В условиях революционного подъёма и кризиса самодержавия акмеизм и футуризм оказались нежизнеспособными и к концу 1910 годов прекратили своё существование.
      Поэзия “серебряного века” отразила в себе, в своих больших и малых магических зеркалах сложный и неоднозначный процесс социально-политического, духовно-нравственного, эстетического и культурного развития России в период, отмеченный тремя революциями, мировой войной и особенно страшной для нас – войной внутренней, гражданской.



  
  

Немає коментарів:

Дописати коментар